Алексей (alexeyberegovoy) wrote,
Алексей
alexeyberegovoy

Categories:

О древней кумысной церемонии и двойных стандартах

кумыс

Я вот подумал, быть может, любопытно будет посмотреть на взаимоотношения русских князей с ханами, царями Татарии (а именно о ней мы в данном случае можем вести речь, поскольку сам термин Золотая Орда, впервые был употреблен в 16 веке) в рамках существовавших придворных церемоний. Например, церемонии известной как – «кумысная».

О ее существовании говорят и «Книга о тартарах» папского дипломата Иоана де Плано Карпини и от части, Галицко-Волынская летопись, повествующие об участии зимой 1246 г. князя Даниила Галицкого в данной церемонии, во время встречи Нового Года, который в Тартарии встречали по китайскому календарю. Этот был главный имперский праздник, и в это время к царю съезжалась вся аристократия Тартарии. Как пишет тот же Карпини, присутствовали на ней и князья русские, и грузинские. Во время церемонии каждый участник занимал место согласно своему статусу. Существует и свидетельство, как Бату потянул Даниилу чашу черного кумыса со словами: «Ты уже наш тартарин. Пей наше питье!», что говорит о признании Батыем статуса Даниила и о его высоком месте в государственной иерархии.

Некоторые усматривают в этом некий насильственный стереотип превращения русского князя в князя тартарского. Однако в таком стереотипе заложено простое непонимание сути вопроса. Тартария всегда была империей открытой, направленной на включение в себя новых территорий, и новых народов, вне зависимости от их национальной, расовой или религиозной принадлежности, принятии их в себя как равных, а не как порабощенных. Поэтому и знать новых территорий принималась как равная на общеимперской церемонии. Быть же тартарином означало лишь, подчиняться правилам Великого государства.

Однако большинство христианских писателей воспринимало согласие князя Даниила на принятие высшей тартарской чести – питье кумыса с царем, недопустимым поступком и отказом от веры, поминая о том – «Зла ты честь тартарская». Но это говорит лишь о несовместимости религиозных стереотипов. Не надо забывать, что в то время Православная церковь, все еще «вырывала» народ из язычества, например, за поклонение по тартарским обычаям Древу Мира – «кусту» на христиан налагалась епитимья, в то время, как предки самих этих христиан, всего несколькими веками ранее поклонялись Древу Мира, в рамках схожего языческого мировоззрения.

Что же касалось католиков, то они и вообще в то время писали о том, что тартары «поедают мясо нечистых животных и пьют молоко гнусных кобылиц и нечистая пища превращает их в нечистые племена Гога и Магога». Таким образом, мы видим, как страх перед Великой Империей, а так же неприятие чужого образа жизни заставляли церковные власти Западной Европы преподносить тартар вообще за рамками человеческого облика. Хотя их дипломаты, пребывая в Тартарии, от кумыса никогда не отказывались и считали его напитком вкусным и полезным. О чем существует масса свидетельств. Вот вам и пример, издревле практиковавшихся двух образов для посвященных и для народа.

Ну и о том как приготавливался этот царский напиток – черный кумыс, от «гнусных кобылиц» нам рассказывают те же европейцы, например Вильгельм де Рубрук, большой любитель этого напитка. Молоко у кобылиц отбиралось в середине дня, в начале к ней подгоняли жеребенка и позволяли подсосать, «вызвать» молоко в вымени, затем отогнав жеребенка, сдаивали молоко в кожаное ведро. Затем все надоенное переливали в кожаный мешок и били его порой до семи-восьми дней, пока напиток не становился светлым и по вкусу сладким, который значительно отличался от белого по цвету и на вкус кислого и вонючего. А черным же кумыс назывался потому, что в мешке становясь светлым, выглядел черным. Оставшуюся же осевшую гущу белую по цвету, принимали как снотворное.

Ну и в заключение, хотелось бы отметить, что в Тартарии кумысу издревле умели придавать нужную крепость и вкус, используя ягоды облепихи, ветки можжевельника, зерна синего ячменя или корень аконита, а назывался он чиген, цэгээн, айраг.

Subscribe

  • Непозабытая метель

    Подданым Его Величества Лишь искренне сжималось время. Всё остальное, как-то так, Кружилось по ветру поверьем, Что листья. Ветки натощак седели,…

  • Звонарь

    В Замоскворечье жил звонарь, Он колокол с большой потугой, Однажды взял себе наукой. И дёргал языки как встарь. Подкинул хоть-бы кто чинарь! Все…

  • Слеза печали

    Харизма приторной печали Сейчас стекала с его глаз, Слезою горькою в те дали, Которые Господь хранил от нас. И за слезу его прощали. Молитвою…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Непозабытая метель

    Подданым Его Величества Лишь искренне сжималось время. Всё остальное, как-то так, Кружилось по ветру поверьем, Что листья. Ветки натощак седели,…

  • Звонарь

    В Замоскворечье жил звонарь, Он колокол с большой потугой, Однажды взял себе наукой. И дёргал языки как встарь. Подкинул хоть-бы кто чинарь! Все…

  • Слеза печали

    Харизма приторной печали Сейчас стекала с его глаз, Слезою горькою в те дали, Которые Господь хранил от нас. И за слезу его прощали. Молитвою…